| | 08.09.2021

Аполлон-13 был третьей миссией НАСА по высадке на Луну, но астронавты так и не добрались до поверхности Луны.

Аполлон-13 был третьей миссией НАСА по высадке на Луну, но астронавты так и не достигли поверхности Луны. Взрыв кислородного баллона почти через 56 часов полета заставил экипаж отказаться от всех мыслей о достижении Луны. Космический корабль был поврежден, но экипаж смог найти тесное укрытие в лунном модуле для возвращения на Землю, прежде чем вернуться в командный модуль для неудобного приводнения.

Эта миссия сегодня является примером опасностей космических путешествий и того, что новаторские умы НАСА работают вместе, чтобы спасти жизни на лету. 11 апреля в этом году миссия Аполлон-13 отмечает свое 50-летие.

Астронавты Аполлона-13

Астронавтами Аполлона-13 были командир Джеймс Ловелл, пилот лунного модуля Фред Хейз и пилот командного модуля Джон «Джек» Свигерт.

В возрасте 42 лет Ловелл был самым путешествующим астронавтом в мире, когда он присоединился к миссии «Аполлон-13», за его плечами было три миссии и 572 часа космического полета. Ловелл участвовал в Apollo 8, первой миссии по облету Луны, и выполнил две миссии Gemini, включая 14-дневный пробег на выносливость.

До миссии «Аполлон-13» 36-летний Хейз служил резервным пилотом лунного модуля для миссий «Аполлон-8» и «Аполлон-11». Хайсе был летчиком-истребителем в Корпусе морской пехоты США, прежде чем присоединиться к НАСА в качестве летчика-испытателя. Он был выбран для пилотируемой космической программы в 1966 году, одновременно с Свигертом. Аполлон-13 был единственным полетом Хайза в космос.

Аполлон-13 был первым полетом Свигерта в космос в возрасте 38 лет. Он был частью команды поддержки Аполлона-7 и первоначально был пилотом резервного командного модуля Аполлона-13. Его попросили присоединиться к команде за 48 часов до запуска после того, как пилот первого командного модуля Кен Маттингли заразился немецкой корью.

"Хьюстон, у нас проблема"

Аполлон-13 был запущен 11 апреля 1970 года. Космический корабль «Аполлон» состоял из двух независимых космических кораблей, соединенных туннелем: орбитального аппарата «Одиссея» и спускаемого аппарата «Водолей». Экипаж жил в «Одиссее» во время путешествия на Луну.

Вечером 13 апреля, когда экипаж находился в 200 000 миль от Земли и приближался к Луне, диспетчер Си Либергот заметил предупреждающий сигнал низкого давления на водородном баллоне в «Одиссее».

Сигнал мог указывать на проблему или указывать на то, что водород просто необходимо вернуть, нагревая и обдувая газ внутри резервуара. Эта процедура была названа «криогенным перемешиванием» и должна была предотвратить осаждение сверххолодного газа в слои.

Свигерт щелкнул выключателем, чтобы выполнить рутинную процедуру. Мгновение спустя весь космический корабль задрожал. Сигнальные лампы загорелись в «Одиссее» и в Центре управления полетами, когда упало давление кислорода и пропала энергия. Экипаж уведомил Центр управления полетами, и Свигерт, как известно, сказал: «Хьюстон, у нас возникла проблема». (Обратите внимание, что в фильме 1995 года «Аполлон-13» использовалась некоторая творческая свобода с этой фразой, изменив ее на «Хьюстон, у нас проблема», и слова вышли из уст командующего «Аполлона-13» Джеймса Ловелла).

Намного позже комиссия НАСА по расследованию происшествий определила, что провода в кислородном баллоне обнажились из-за сочетания производственных и испытательных ошибок перед полетом. В ту роковую ночь искра от оголенного провода в кислородном баллоне вызвала пожар, разорвав один кислородный баллон и повредив другой внутри космического корабля.

Поскольку кислород питал топливные элементы Odyssey, мощность также была уменьшена. Двигатели управления ориентацией космического корабля, ощущая выход кислорода, пытались стабилизировать космический корабль с помощью запуска небольших реактивных двигателей. Система оказалась не очень успешной, так как несколько реактивных двигателей были закрыты взрывом.

К счастью для «Аполлона-13», у поврежденной «Одиссеи» была здоровая резервная копия: «Водолей», которую нельзя было включать до тех пор, пока экипаж не приблизился к приземлению на Луну. Хайз и Ловелл отчаянно работали над тем, чтобы «Водолей» загрузились быстрее, чем предполагалось. У Водолея не было теплового щита, чтобы пережить падение на Землю, поэтому, когда Ловелл и Хейз запустили лунный модуль, Свигерт остался в «Одиссее», чтобы отключить его системы, чтобы сберечь энергию на случай приводнения.

Холодная, несчастная поездка домой

Экипажу нужно было найти баланс между возвращением домой и сохранением энергии Водолея. После того, как они выполнили решающий ожог, чтобы направить космический корабль обратно на Землю, экипаж отключил все несущественные системы в космическом корабле.

Без источника тепла температура в салоне быстро упала почти до нуля. Некоторая еда стала несъедобной. Экипаж также нормировал воду, чтобы убедиться, что у Водолея, работающего дольше, чем было задумано, было достаточно жидкости, чтобы охладить его оборудование. А «Водолей» был довольно тесным, так как он был рассчитан на двоих, а не на троих.

На Земле директор полетов Джин Кранц отключил смену контроллеров от регулярного вращения, чтобы сосредоточиться на управлении расходными материалами, такими как вода и энергия. Другие группы управления полетом помогали экипажу в его повседневной деятельности. Производители космических аппаратов круглосуточно работали для поддержки НАСА и экипажа.

Дорога домой была тяжелой. Весь экипаж космического полета похудел, а у Хайза развилась почечная инфекция. Но небольшое судно защищало и несло экипаж достаточно долго, чтобы добраться до атмосферы Земли.

За несколько часов до приводнения измученная команда вернулась к «Одиссее», включившим его. Корабль, по сути, находился в погружении в холодную воду в течение нескольких дней и мог бы закоротить, но благодаря мерам безопасности, принятым после катастрофы Аполлона-1, проблем не было.

Ловелл, Хайз и Свигерт благополучно приводнились в Тихом океане недалеко от Самоа 17 апреля.

Наследие Аполлона-13

Многочисленные конструктивные изменения были внесены в служебный и командный модуль Apollo в последующих миссиях программы Apollo. По словам бывшего диспетчера Си Либергота, изменения включали:

  • Еще один криокислородный баллон, который можно было изолировать только для снабжения экипажа.
  • Удаление всех вентиляторов криобака и проводки.
  • Удаление термостатов из криобаков и изменение типа трубки нагревателя.
  • Добавление батареи спускаемой ступени лунного модуля на 400 ампер-часов.
  • Добавление мешков для хранения воды в командный модуль.

Что касается астронавтов, Хайзе был назначен командовать лунной миссией Аполлона-19. Однако эта и две другие миссии были отменены из-за сокращения бюджета НАСА. Позже он пилотировал космический шаттл Enterprise во время его испытательных полетов.

В 1982 году Свигерт был избран в Конгресс в своем родном штате Колорадо. Однако во время кампании у него был диагностирован рак костей, и он умер, не дожидаясь приведения к присяге.

В 1994 году Ловелл и журналист Джеффри Клюгер совместно написали книгу о космической карьере Ловелла, в которой основное внимание уделялось событиям миссии Аполлона-13. Книга «Затерянная Луна: Опасное путешествие Аполлона-13» (Houghton Mifflin, 1994) подтолкнула к созданию фильма 1995 года «Аполлон-13» с актером Томом Хэнксом в главной роли. Фильм получил две премии Оскар и был снят в сотрудничестве с НАСА.

Агентство предоставило съемочной группе доступ к Центру управления полетами 1960-х годов в Хьюстоне, чтобы реконструировать это место как набор, а также разрешило актерам «астронавтам» полететь на борту самолета НАСА Vomit Comet, чтобы имитировать невесомость. Ловелл снялся в эпизодической роли в конце фильма в роли капитана USS Iwo Jima; Согласно базе данных Internet Movie Database, Мэрилин Ловелл и Джин Кранц также не появлялись на короткое время.

Другие биографические отчеты о миссии Аполлона-13 включают «Аполлон EECOM: Путешествие на всю жизнь» Либергота и Дэвида Харланда (Collector's Guide Publishing, 2003) и Кранца «Неудача - не вариант» (Simon & Schuster, 2000). Несколько научно-популярных книг также исследовали Аполлон 13, например, "Человек на Луне" Эндрю Чайкина (Penguin Books, 1994), в который вошли интервью со всеми выжившими астронавтами Аполлона.