| | 08.09.2021

Когда наша культура отвергает аспекты христианства как странные или оскорбительные, это может быть обескураживающим, не говоря уже о пугающем. Когда христиане чувствуют себя изолированными и одинокими, полезно помнить, что в этом опыте нет ничего нового для народа Божьего.

Христиане с самого начала рассматривались как культурные несовершенные, и причины такой оценки мало изменились за последние два тысячелетия.

Во втором веке четыре черты христианства показались римлянам своеобразными, если не оскорбительными: поклонение, доктрина, поведение и писания. Быстро станет очевидно, что эти четыре особенности по-прежнему привлекают презирающих.

1. Христианское поклонение

Фундаментальным аспектом раннехристианского богослужения была его исключительность . Только Иисусу можно было поклоняться. Какими бы ни были другие религиозные убеждения, которыми человек обладал до прихода ко Христу, от них нужно было отказаться и полностью посвятить себя царю Иисусу.

Можно подумать, что римское государство не заботится о частных богослужениях. Им было все равно, потому что римское правительство не считало религию частной.

Чтобы быть хорошим гражданином, вы должны воздать должное римским богам, которые поддерживали процветание и процветание империи. Отказ от поклонения богам был не только грубым в социальном отношении (христиане считались ханжецами), но и рисковал вызвать недовольство богов.

Таким образом, отказ христиан участвовать в более широком римском богослужении заставил их рассматривать их как безрассудных и бессердечных по отношению к благополучию своих собратьев. Действительно, их называли «ненавистниками человечества» (Тацит, Анналы 15.44). В результате они часто подвергались серьезным преследованиям.

2. Христианская доктрина

Помимо политических гонений, первые христиане подвергались серьезным интеллектуальным гонениям. Христианское учение - особенно идея воплощения - считалось нелепым, глупым и недостойным интеллектуальной римской элиты.

Для римлян идея поклонения распятому человеку была верхом безумия. Распятие было символом стыда и отвержения - зачем вам следовать за кем-то, кто потерпел такое унижение?

Если вы думаете, что уровень интеллектуальных насмешек, которые получают христиане сегодня, является новым, подумайте еще раз.

Следовательно, такие люди, как Лукиан, Гален, Фронто и Цельс, выступили с резкой критикой этой «новой» религии, высмеивая ее учение, а также распятого основателя.

Если вы думаете, что уровень интеллектуальных насмешек, которые получают христиане сегодня, является новым, подумайте еще раз.

3. Христианское поведение

Не только то, во что верили христиане , делало их необычными; так они себя вели . Христиане выделялись из своей культуры своей особой сексуальной этикой .

Хотя для римских граждан было обычным делом иметь несколько сексуальных партнеров и заниматься храмовыми проститутками, христиане отказывались участвовать в этих практиках.

Например, Тертуллиан делает все возможное, чтобы защитить легитимность христианства, указывая на то, насколько христиане щедры и делятся своими ресурсами. Но затем он говорит: «Один в разуме и душе, мы, не колеблясь, делимся друг с другом своими земными благами. У нас все общее, кроме наших жен »( Апология 39).

Почему он это говорит? Потому что в греко-римском мире люди нередко делятся своими супругами. Другие примеры христианской приверженности сексуальной чистоте можно найти в Послании к Диогнету (5.7), Апологии Аристида (15) и Апологии Минуция Феликса (31).

4. Христианские писания

Христиане также считались особенными их римскими коллегами из-за той особой роли, которую Священное Писание играло в их религиозной жизни. Хотя религия, основанная на Священных Писаниях, кажется совершенно нормальной в наши дни, это было необычно для второго века. В древнем мире религии обычно не были так напрямую связаны с письменными текстами.

Это смутило римлян. Что именно было христианством? Религия? Похоже, они не привыкли к какой-либо религии. Действительно, «книжная» природа христианства делала его больше похожим на философию. В результате многие критики христианства смешали его с другими философскими школами.

Оставайтесь верными отличительным чертам

В христианстве было много вещей, которые делали его странным: исключительное поклонение, противоречивые доктрины, странные моральные склонности и чрезмерное внимание к книгам.

И это не второстепенные аспекты христианства; они основные части христианской идентичности.

Это не второстепенные аспекты христианства; они основные части христианской идентичности.

Нам напоминают, что у нас много общего с церковью второго века. Поэтому есть много оснований для надежды. Эта слабая, молодая, преследуемая церковь не только выжила, но и в конечном итоге распространилась по империи и всему миру.

Этого не произошло, потому что первые христиане отказались от этих отличительных черт. Произошло это как раз по противоположной причине: они остались им верны.

Если мы в современной церкви останемся верными им, мы сможем разделить ту же надежду.

Майкл Дж. Крюгер- президент реформатской теологической семинарии в Шарлотте, Северная Каролина, кампус, где он также является профессором Нового Завета. В 2019 году он занимал пост президента Евангелического теологического общества. Он является автором книг « Христианство на перекрестке: как второй век сформировал будущее церкви» (IVP Academic, 2018) и «Новый взгляд на канон: установление истоков и авторитета нового». Книги Завета (Crossway, 2012). Он регулярно ведет блог на Canon Fodder.